тим
ильясов

Авторская рубрика

Приглашенный редактор рубрики «ЕСТЬ ТЕМА», исследователь моды, куратор, автор, преподаватель истории и теории моды Тим Ильясов

Тим известен, как русскоязычный спикер и популяризатор исторических и теоретических знаний о моде, а также телеведущий, в портфолио которого роль наставника в культовом "Проекте Подиум", именное шоу "Капсула с Тимом Ильясовым" и рубрики по истории моды на радио и телевидении.

Тим — автор десятков статей о моде для крупнейших изданий и книги по стилю "Лечим нечегонадеть самостоятельно" (2019).

Как куратор и креативный консультант, Тим организует выставки и специальные проекты с брендами и культурными институциями. В 2022 году в Государственном Историческом Музее (Москва) была открыта выставка по истории городской моды в России с 1861 до 2021 года, автором и куратором которой, выступил Тим Ильясов.

Новая реальность.
Что будет происходить
с модой в период
тектонических изменений?

Исследователь моды Тим Ильясов рассказал о путях
развития индустрии моды во время нарастающего кризиса.

@muglerofficial

Последние пятьсот лет мир сталкивается с кризисом начала века каждое столетие, таков исторический цикл, и, мысля исторически, я морально готовился к тому, что и на нашем веку такой кризисный перелом случится, однако ж его все не было. ХХ век напутал карты, и надежда о том, что мы как-то минуем начало столетия без потрясений, не оставляла. Увы. Пристегните ваши ремни, мы вступили в грозовую зону исторических изменений. Эти изменения происходят на всех уровнях, и в моде, конечно, тоже. Давайте попробуем порассуждать, как может меняться и развиваться индустрия моды сейчас, в это турбулентное время.

@schiaparelli.archive

Поиск новых героев

Начало 2020-х было ознаменовано резким изменением состава модного пантеона. Многие герои большой моды старшего поколения — от Иссея Мияке и Тьерри Мюллера до Вивьен Вествуд — ушли из жизни. Герои же молодые, еще недавно восседавшие на вершине моды вдруг, оказались неугодны. Алессандро Микеле к концу 2010-х превратил Gucci в прибыльный “Диснейленд” мира моды, населенный инфантильными персонажами с бантами и в бабушкиных кружевах, однако новое время требовало более рационального подхода, с которым Микеле считаться не хотел.

В конце 2022 года он покинул бренд и уже через месяц Gucci демонстрировал куда более сдержанные образы своих гостей в духе старого флорентийского шика, делая акцент на классических моделях сумок. Затряслось место и под Демной Гвасалия, совершившим революцию в Balenciaga середины 2010-х. Провокационная съемка с детьми в весьма не детском контексте стала одним из главных скандалов в моде конца 2022-го, тем не менее, Демна пока еще занимает свой пост. Надолго ли? Так или иначе, в пустом аккаунте Balenciaga появилось лишь видео с классическим показом моделей времен самого Кристобаля Баленсиаги.

@dojacat

Очевидно, что принципы, по которым мода работала, а люкс продавался, резко устарели. Индустрия жестока, она основана на постоянном изменении, а значит, открывается пространство для новых имен и нового взгляда на стиль. Впрочем, вполне возможно, что новым, в контексте происходящего, может оказаться очень даже старое.

Вечные ценности

Время стилизма (когда стилизацию можно было выдавать за дизайн) и хайпа окончательно закончилось. В 2015 году Демна Гвасалия успешно продавал футболку DHL по цене люксовой вещи, просто переместив ее в другой контекст. Именно контекст превращал копеечные по сути вещи в дорогостоящие и молодые, чтобы хайпбисты тратили на них солидные суммы. Но вот контекст изменился, туман рассеялся и оказалось (какая неожиданность), что черепки это черепки, а сумка Birkin по-прежнему Birkin. В ситуации нестабильности вещи, чья ценность основана лишь на медийной шумихе и номинальной «крутости», перестают быть объектом желания, тогда как предметы «бабушкиного» долгоиграющего люкса начинают интересовать даже тех, кому еще пару лет назад казались скучными. В авангард выходят классические модели сумок из качественных кож, кашемир и более «классический» стиль, обрисованный новым трендом в коротких вертикальных видео — «стиль старых денег». Молодым людям вдруг захотелось дорогих пиджаков, интерьеров с антиквариатом и прочей жизни в духе Ralph Lauren и Brunello Cucinelli. И это естественный процесс.

@rosiehw

Эпохи модернизма сменяются консервативными временами, гранж гламуром, а молодые люди имеют свойство взрослеть и обрастать конформизмом. Мода ходит не по кругу, а по параболе от плюса к минусу и обратно, и главное для деятелей индустрии — понять, в какую сторону движется волна, и успеть перестроиться.

Гламуризация

Тем не менее, не стоит надеяться, что вся прогрессивная молодежь резко переоденется в бежевый кашемир. Игра в старые деньги и реальные upper luxury consumers это категорически разные явления, и первое вполне может выглядеть довольно вульгарной пародией на “Аббатство Даунтон” с примесью “Эмили в Париже”.

@leoniehanne

Любой кризисный процесс выводит за игровое поле одних и приводит других. Новые люди появляются не только в дизайне, кризисное десятилетие порождает новых богатых, бодрых бизнесменов, спекулянтов, взлетевших азиатских инфлюенсеров и многих других героев, быстро пришедших к большим деньгам и жаждущих потратить их на свой статус. Не имея большого потребительского бэкграунда они в большинстве своем будут тянуться к весьма примитивным формам статусной выразительности, проще говоря, к гламуру и возможно даже китчу. Сейчас этот процесс в самом начале, однако гламуризация (не зря мода так увлечена нулевыми) медленно, но верно наступает и если прямо сейчас тенденции на время замерли, то уже в ближайшие сезоны они вновь ускорятся. Новые богатые будут демонстрировать свой статус в социальных сетях, подстегивая потребление на нижних этажах социальной лестницы. Однако здесь не все однозначно, ибо кризисные 2020-е отличаются от всех предыдущих кризисных периодов одним очень важным обстоятельством.

Война поколений

Уже через несколько лет мы будем свидетелями совершенно уникальной социально-экономической ситуации. Дело в том, что к 2020-м годам люди стали жить дольше и качественнее, и если ранее в экономическом поле единовременно действовали представители двух поколений (условные «отцы и дети»), то теперь их четыре, а через пару лет будет уже пять.

@t.neklyudova_official

Старшее поколение бебибумеров (тех, кому за 60) никуда не собирается уходить со своих вершин, иксы и миллениалы приспосабливаются, зумеры (те кому от 13 до 25), уже родившиеся в цифровом мире, строят свои параллельные социальные лифты, но вот-вот в общественное поле придет совсем юное поколение — те, кто родились в 2010-х, поколение Альфа. Им сейчас 11-13 лет, они еще дети, но уже активно вовлечены в социальные сети и косвенно влияют на некоторые экономические процессы, а совсем скоро им будет 15, 17 лет, и они войдут в мир потребления как полноценное участники и вполне логично захотят найти и занять в нем свое место. И вот здесь-то начнется самое интересное. Переосмысление ждет как массмаркет, так и люкс, а происходящие сейчас изменения в глобальных компаниях индустрии (LVMH и KERING, прежде всего) — это попытка подготовиться к пришествию новых и пока совсем неизвестных потребителей.

К другим выпускам

Когда мода начала
бесконечно цитировать
прошлое и можно ли
надеяться на что-то новое?

Стоит ли  
реагировать на все
революции
в моде?

Как битва “старых” и
“новых” денег формирует
моду на протяжении
всей ее истории?